Возможно, вы их видели, или хотя бы что-то о них слышали, а может быть даже и сами рисовали. У них много имён, и ещё больше лиц. Они — интеллект-карты, по-английски — mindmaps.
Впервые с майндмэпами я познакомился лет десять назад. Периодически я использовал этот инструмент для систематизации мыслей и проектов, которые не мог одновременно удерживать в голове. Иногда я их применял для работы над структурой презентации. Но когда я увидел, что вышла книга «Интеллект карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления», то решил, что пора мне разобраться как по-настоящему правильно использовать этот подход.
По версии Тони Бьюзена интеллект-карты придумал Тони Бьюзен. На самом деле визуализация идей через центральный тезис и расходящиеся от него ветви не так уж и нова.
Так Порфирий организовал идеи Аристотеля в виде дерева.
Да и Исаак Ньютон любил порисовать. Об этом сам Бьюзен и упоминает в своей книге.
Тони настаивает, что всё что было до него, это ни какие не интеллект-карты, потому что настоящие mindmaps должны соответствовать этим 10 законам:
лист бумаги горизонтально;
в центре листа — основная тема в цвете (не менее трёх цветов);
при работе с картой использовать изображения, символы, коды и размер;
ключевые слова — большими буквами;
каждое слово или картинка — на отдельной ветке;
ветви толще у основания и тоньше у конца, расположить по кругу от центрального изображения;
ветви такой же толщины как слово или картинка на них;
mindmap должен быть разноцветным;
стрелки, выделение, соединительные линии для связи между темами;
пустые места между записями не менее важны, чем сами записи.
Вот если всё это выполнил — это интеллект-карта по Бьюзену, если нет — это уже что-то другое. Прочитав эту книгу, я понял, что сделал всего лишь одну настоящую интеллект-карту в 2010 году, и выглядела она вот так:
Всё остальное время я делал какие-то свои «неправильные» карты.
Ещё я узнал, что существует целый Mindmapping World Championship, то есть чемпионат по созданию интеллект-карт. В книге это всё описывается грандиозно, но судя по сайту чемпионата — это больше похоже на небольшое региональное событие проходящее раз в год в одной из азиатских стран.
Ещё в Китае и Индии любят делать огромные майндмэпы, но это уже больше похоже на объект современного искусства, чем на нечто прикладное.
Более половины книги отводится под описание примеров того, где и как можно применять интеллект карты, вот основные области:
Также в книге есть отдельная глава посвящённая специальному правильному ПО для создания интеллект-карт не от руки, а на компьютере. Программа, которая создавалась при участии автора метода Тони Бьюзена, называется iMindMap, но если попробовать зайти на сайт www.imindmap.com, то вас автоматически перебросит на страчку www.ayoa.com с радостным сообщением на первом экране «Окройте наш новый инструмент для создания интеллект карт — Айоя». Инструмент выглядит вот так:
И это уж очень далеко от того, что прибумал Бьюзен. Так что либо Бьюзен передумал, либо ребята создатели решили пойти своим путём. И второй вариант мне кажется более реалистичным. У меня есть подозрение, что придумав интеллект-карты, автор описал свою индивидуальную систему мышления и кому-то, у кого она такая же, этот инструмент даётся легко. Тот же кто мыслит по-другому, вообще не понимает зачем это всё нужно и использует диаграммы, списки или визуальные заметки. Я знаю множество программ. Сам раньше пользовался MindNode, сейчас перешёл на дорогую, но очень элегантную XMind.
Что касается книги, то я скажу так: если вы уже и так используете mindmaps каким-то своим способом, то не стоит тратить на это чтение время, скорее всего тот способ который вы изобрели для себя и есть наилучший для вас.
А если вы впервые слышите об интеллект-картах — скорее бегите в книжный и читайте её, вы откроете для себя много интересного. Попробуйте использовать методику, следуя законам Бьюзена, а потом — изобретите свой собственный подход к интеллект-картам, который подходит для вашей системы мышления!